Наверно, трудно было подобрать для филиала Национального художественного музея в Гольшанах место более удивительное и уникальное. Монастырь францисканцев, построенный в XVI веке, каждый свод которого хранит свою седую тайну, отзвуки давних страстей... А сколько их было за четыре века непростой белорусской истории! Поэтому неудивительно, что в гольшанской галерее днями не стихают восхищенные голоса посетителей. Странно другое... Когда под старыми сводами воцаряется тишина, не нарушаемая любителями старины и искусства, здесь начинается другая жизнь. Практически у любого сотрудника музея есть что рассказать о ней, и от рассказов этих по спине пробегает цепкий холодок...
Но обратимся сначала к истории местечка, без которой не понять происходящее в стенах монастыря. Род Гольшанских происходит от великих князей, а именно князя Гольши, основавшего город еще в XIII веке. С тех пор на протяжении трех веков здесь княжили его потомки. Род был богатым и влиятельным, подписи Гольшанских одними из первых стоят на дипломатических актах того времени. Мужчины занимали важные государственные посты. Нашли способ прославиться в веках и женщины.
Так, Софья Гольшанская шестнадцати лет от роду вышла замуж за польского короля Ягайло и стала королевой Польши. Правда, сватовство не обошлось без проблемы -- старшая сестра Софьи, Василиса, была еще не замужем, а, по белорусским традициям, младшую не выдавали замуж раньше старшей. В принципе, Ягайло вполне мог бы жениться на Василисе, которая слыла красавицей, но короля смутил один нюанс. У девушки был пушок над верхней губой, что свидетельствовало о сильном темпераменте, а Ягайло как-никак шел восьмой десяток... Так что Василису срочно выдали за другого, и Софья взошла на королевский престол. Надо сказать, Ягайло не прогадал. Первые три жены так и не родили наследника престола, а Софья одного за другим "выдала"... троих сыновей. Недоверчивые паны объявили расследование, но никто не смог доказать, что дети рождены не от Ягайло.
Род Гольшанских подарил Беларуси и свою святую. История гласит, что, когда возле Киево-Печерской лавры велись земляные работы, рабочие наткнулись на металлический гроб с серебряной табличкой. В ней указывалось, что здесь покоится прах Юлиании Гольшанской. Вскрыли гроб -- давно захороненная девушка выглядела так, словно только что уснула. Лик был светел и свеж, и нетленность эта говорила о святости. Настоятели поставили гроб в Киево-Печерской лавре, к нему пошел поток паломников. Правда, одного из них привело к гробу Юлиании желание сорвать дорогие украшения. Но едва он шагнул из церкви, тут же забился
в конвульсиях и умер -- в разжавшейся руке был украденный перстень. Жители Гольшан очень любят и чтут свою святую. Недавно отец Андрей
из местной церкви с разрешения митрополита Киевского и всея Украины привез в Гольшаны частицу мощей Юлиании, и поклониться им идут и идут
верующие.
В середине XVI века род Гольшанских угасает. Последняя княжна Гольшанская вышла замуж за Павла Сапегу и принесла родовое имение в приданое мужу. Вскоре родился их сын -- Павел Стефан Сапега, которому суждено было оставить в жизни местечка Гольшаны яркий след. Он построил новый замок вместо старого обветшалого, да какой! Современники считали его красивейшим замком не только в Беларуси, но и в Литве, Польше. Шикарная магнатская резиденция с шестигранными башнями, с полами, выложенными прекрасной плиткой, отделанные гобеленами стены, камины, именные изразцы... Рассказывают, что в 1939 году, когда в Гольшаны вступила Красная Армия и ее бойцы решили остановиться на постой в замке, им не позволил... свой же командир. Суровый, беспощадный
человек, он решительно зашел в замок, только что покинутый прежним владельцем, и через некоторое время вышел с изменившимся выражением
лица. "Я увидел такую красоту, что не только лошадь, но и ни один ваш сапог туда не ступит", -- сказал он бойцам и увел их ночевать в другое место.
Именно Павел Стефан Сапега пригласил в Гольшаны католический орден францисканцев и построил для них костел и монастырь. Тот самый, где
размещается сейчас филиал Национального художественного музея.
Освящение монастыря состоялось 6 августа 1618 года. Принять "объект" прибыл сам князь Павел Стефан Сапега. Ему все понравилось, но вдруг одна из стен здания обрушилась. Князь разгневался и пригрозил строителям: или вы быстро возведете стену, или не получите оплату серебром за все отработанные годы. Они восстановили стену, но вскоре она снова обрушилась. И тогда строители заподозрили здесь козни нечистой силы. Как откупиться, задобрить ее? Решили, что отказаться придется от самого дорогого. Первую из жен, которая принесет обед мужу, они живьем замуруют в каменную стену. Самый молодой каменщик, который
недавно женился, был очень напуган. Он спрятался от друзей, упал на колени и стал молить бога, чтоб только не его любимая жена первой принесла обед. Но влюбленная девушка летела как на крыльях. Ее и замуровали в стену. Прошли столетия, развалился дворец, перестраивался костел, и только крепко стоит на своих стенах здание монастыря. Его охраняет душа молодой девушки, и иногда в стенах монастыря можно слышать чьи-то тяжелые вздохи, шаги и видеть ее привидение.
Красивая и горькая легенда, которых так много на белорусской земле?
Увы, не все так просто. Ибо сегодняшние реалии самым странным образом переплетаются с далекой седой историей.
-- Первые лет пять мы жили спокойно, -- рассказывает директор филиала Национального художественного музея в Гольшанах Чеслава Окулевич. -- И вдруг стали происходить странные и совершенно необъяснимые вещи. Дело в том, что в то время велись очистительные работы в подвалах монастыря. Я тогда подошла к рабочим и попросила: если найдете что-нибудь интересное, принесите в музей. И вот однажды прихожу в кабинет, а там стоит коробочка. Открываю -- человеческий череп, кости. Думаю, нашли чем удивить, это здание пережило столько жизненных коллизий, столько судеб, что здесь -- захоронение на захоронении. В том числе
и погибших насильственной смертью. В одном подземелье нашли даже останки человека, который сидел и был облит каким-то раствором типа бетона.
А волосы проросли через этот раствор -- жуткое зрелище...
И вдруг рабочие говорят: "Это останки той девушки, из легенды". Я сначала не поверила, но после того, что они мне показали, сомнения отпали. А показали место, откуда вывалились останки, -- из бреши в стене -- и лежали они очень необыкновенно. Ноги -- под стеной, туловище развернуто к центру помещения, руки --
в разные стороны...
Тем временем ударили морозы, рабочие прекратили работы на зиму, навесили замки на все подвалы. И у меня коробка с костями так и осталась в кабинете -- назад не отнесешь. Так неуютно себя чувствовала с этой коробкой, переставляла ее с места на место. И, наконец, решила, что ее надо закопать на кладбище, пометить это место, а весной похоронить по-христиански, с отпеванием, поставить крест...
И попросила сделать это двоих рабочих. Не знаю, сделали ли. Они оба умерли с интервалом в четыре месяца. Один -- от повышенного давления, другой -- от сердечной недостаточности. Той зимой я сильно заболела гриппом. И когда уже практически поправилась, меня попросили прийти вечером на работу -- подменить
сотрудницу, которой обязательно надо было идти в школу на родительское собрание. Прихожу -- в здании никого, а все горит -- люстры, подсветки, лампочки. При том, что я каждый день прошу экономить электроэнергию! И вот иду, со злостью выключаю везде свет и вдруг, когда направляюсь к очередному выключателю, откуда-то из воздуха появляется рука и выключает свет за меня... Что я делала после -- не помню. Пришла в себя на улице от холода: идет дождь со снегом, а я в одном свитере. В ужасе смотрю на здание музея и думаю: ни за что я сюда больше не зайду!..
После этого Чеслава Францевна болела еще месяц. О том, что произошло, не рассказала никому. Оправилась, успокоилась и снова вышла на работу. Как раз в то время в Гольшаны стало приезжать много специалистов -- историки, археологи, архитекторы. А так как гостиницу закрыли, ночевать им в деревне было негде. Вот и начала Чеслава Францевна пускать их на ночь в свой рабочий кабинет, что находился возле выставочной галереи. Как-то приходит на работу, а ночевавший там архитектор перетянул кровать и спит в соседней неотапливаемой комнате. Бормочет что-то о том, что не хотел мешать ей работать.
Через некоторое время -- другой командированный. И снова чудеса. Утром проснулся, стоя перед кроватью на коленях и уткнувшись головой в подушку. Но он честно рассказал: ночь была кошмарная. Было плохо, муторно, ходил по периметру комнаты, потерял чувство ориентации и не мог найти выход. Хотя в комнатке той -- от силы десять квадратных метров. А потом и ночевавший до него архитектор признался: ночью потерял чувство гравитации и... парил под потолком, переворачивался в воздухе, отталкиваясь ногами от стен и потолка.
После этого ночевавшие в директорском кабинете были свидетелями множества самых невероятных видений. Но, пожалуй, самое удивительное пришлось на долю одной журналистки. Оставшись в комнате, она выключила свет и залюбовалась звездной ночью. Как вдруг в нише стала формироваться какая-то тень. Вскоре она зашевелилась, начала раскачиваться, дошла до уровня окна, и четко вырисовался силуэт девушки -- худенькой, с высокой шеей, длинными зачесанными назад волосами и в светлом, истлевшем внизу, платье. По словам журналистки, она по сей день помнит черты ее лица. Призрак то появлялся у окна, то за окном, то в углу комнаты. Перепуганная женщина натянула на глаза капюшон, через пару минут снимает его -- а уже утро. Позже Белая Дама показалась художнику, также заночевавшему в музее.
Со временем выяснилось, что странности происходят и со всеми сотрудниками музея. Причем тогда, когда они остаются в здании одни. Девушке кто-то стучит камешком в окно. Она подбежит посмотреть -- в ту же секунду стук раздается в противоположном окне. Сколько ни смотрит -- нигде никого...
Другая молодая сотрудница, стоит остаться одной, моментально засыпает, и тут же чья-то рука начинает ее будить, давая легкие подзатыльники. Со сторожем же мужчиной "играют" не столь безобидно (вообще замечено, что мужчинам от привидения достается больше -- еще бы, именно они замуровали ни в чем не повинную молодую девушку в стену). С половины третьего до половины четвертого у него появляется ощущение, будто он в центре какого-то песчаного водопада. Вокруг бесконечно сыпется песок, потом добавляются камни, и наконец раздается такой грохот -- хоть уши затыкай. Потом все прекращается.
Дольше всех ничего не происходило с другим сторожем, очень верующей женщиной. И она убеждала: "Почаще ходите в храм, и не будет казаться всякий бред". Но и она "попалась". Месяца три назад после ночного дежурства рассказала такую историю, что все остальные так и ахнули.
"Сидела за столом, читала книгу, а потом положила голову на руки и задремала. И слышу -- через музей идет толпа людей, проходят за моей спиной. И я все понимаю: что нахожусь в музее, что отвечаю за ценности, что должна остановить этих людей и спросить, куда они идут, но не могу поднять голову. И так тяжело, что плачу от бессилия. И вдруг чьи-то руки ложатся мне на плечи, и становится легко-легко, и голова сама по себе поднимается... По комнате словно расстилается какая-то дымка, за спиной затихают шаги и речь. Отчетливая такая речь, только непонятно, на каком языке..."
Интересно, что на следующий же вечер в комнате директора остались ночевать два молодых художника. Чеслава Францевна дала им стопку бумаги, чтобы они записали свои впечатления. Утром вся комната была усеяна ,бумагами, а на ней -- какие-то совершенно фантастические, космические наброски. И стихотворение:
"Па блакiтнаму зыбкаму полю,
дзе зарнiцы пяюць пасля сна,
ты шукаеш шчаслiвую долю,
а знаходзiш -- кавалак жыцця.
Не кiдай той кавалак у пекла,
не саромся яго прынясцi,
дзе yтульна, i чыста, i светла,
дзе анслаy гучаць галасы".
Ребята рассказали, что такой творческой атмосферы, как в этой комнате, они в жизни не ощущали, прекрасно работалось и писалось. А позже один из них признался, что перед рассветом ему приснился точно такой же сон, как до этого сотруднице музея: будто через комнату идет толпа людей, и он даже слышал, как ноги шаркают по влажной почве, хотя откуда ей взяться в здании музея? Один коллега-музейщик из Молодечно днем зашел в кабинет Чеславы Францевны. Вернее, зайти он не смог, на пороге упал на колени и начал усиленно молиться. Директор не на шутку испугалась -- поведение нежданного посетителя было более чем странным -- и попыталась проскользнуть мимо него из кабинета. Но молящийся схватил ее за руку, во второй крепко держа зонт... Однако все обошлось. Он словно опомнился и объяснил Чеславе Францевне, что едва ступил на порог кабинета, -- в двух нишах показались распятья и какая-то неведомая сила поставила его на колени...
Нельзя сказать, что сотрудницы музея не пытались найти объяснение происходящему. Не так давно сюда приезжали специалисты из Национальной академии наук с измерительными приборами. Только подошли с измерителем электромагнитного излучения к дверям директорского кабинета, как его страшно закрутило. В центре комнаты вообще зашкалило, и прибор вышел из строя. Обнаружилось очень сильное магнитное поле. Побыть в нем пару часов даже полезно, но если дольше -- поле начинает воздействовать на подкорку головного мозга, что может вызвать галлюцинации. Думаю, людям, не склонным верить в существование сверхъестественных сил, такое объяснение происходящего вполне подойдет. И тем не менее вопросы остаются. Ведь упавший на колени музейщик едва ступил на порог комнаты, то есть магнитное поле не могло успеть подействовать на него за пару минут. Журналистка, которой явилась Белая Дама, тоже пробыла в ней недолго -- только начала разглядывать звезды в окне. А сотрудницы музея вообще сидят в другой комнате, где никаких полей не обнаружили. Так что загадка остается загадкой...
От редакции. Страхи страхами, но работа музея продолжается. И возникает много совершенно естественных житейских проблем. Уже несколько лет как остановлены реставрационные работы -- нет денег. Здание монастыря все уставлено строительными лесами, что отнюдь не красит его уникальный облик, но и снять их нельзя. Если бы нашлись не безразличные к подобным трудностям спонсоры -- их имя воистину прославилось бы в веках.
ВЕЛИКИЕ ИМЕНА МАЛЕНЬКИХ ГОЛЬШАН
Но обратимся сначала к истории местечка, без которой не понять происходящее в стенах монастыря. Род Гольшанских происходит от великих князей, а именно князя Гольши, основавшего город еще в XIII веке. С тех пор на протяжении трех веков здесь княжили его потомки. Род был богатым и влиятельным, подписи Гольшанских одними из первых стоят на дипломатических актах того времени. Мужчины занимали важные государственные посты. Нашли способ прославиться в веках и женщины.
Так, Софья Гольшанская шестнадцати лет от роду вышла замуж за польского короля Ягайло и стала королевой Польши. Правда, сватовство не обошлось без проблемы -- старшая сестра Софьи, Василиса, была еще не замужем, а, по белорусским традициям, младшую не выдавали замуж раньше старшей. В принципе, Ягайло вполне мог бы жениться на Василисе, которая слыла красавицей, но короля смутил один нюанс. У девушки был пушок над верхней губой, что свидетельствовало о сильном темпераменте, а Ягайло как-никак шел восьмой десяток... Так что Василису срочно выдали за другого, и Софья взошла на королевский престол. Надо сказать, Ягайло не прогадал. Первые три жены так и не родили наследника престола, а Софья одного за другим "выдала"... троих сыновей. Недоверчивые паны объявили расследование, но никто не смог доказать, что дети рождены не от Ягайло.
Род Гольшанских подарил Беларуси и свою святую. История гласит, что, когда возле Киево-Печерской лавры велись земляные работы, рабочие наткнулись на металлический гроб с серебряной табличкой. В ней указывалось, что здесь покоится прах Юлиании Гольшанской. Вскрыли гроб -- давно захороненная девушка выглядела так, словно только что уснула. Лик был светел и свеж, и нетленность эта говорила о святости. Настоятели поставили гроб в Киево-Печерской лавре, к нему пошел поток паломников. Правда, одного из них привело к гробу Юлиании желание сорвать дорогие украшения. Но едва он шагнул из церкви, тут же забился
в конвульсиях и умер -- в разжавшейся руке был украденный перстень. Жители Гольшан очень любят и чтут свою святую. Недавно отец Андрей
из местной церкви с разрешения митрополита Киевского и всея Украины привез в Гольшаны частицу мощей Юлиании, и поклониться им идут и идут
верующие.
В середине XVI века род Гольшанских угасает. Последняя княжна Гольшанская вышла замуж за Павла Сапегу и принесла родовое имение в приданое мужу. Вскоре родился их сын -- Павел Стефан Сапега, которому суждено было оставить в жизни местечка Гольшаны яркий след. Он построил новый замок вместо старого обветшалого, да какой! Современники считали его красивейшим замком не только в Беларуси, но и в Литве, Польше. Шикарная магнатская резиденция с шестигранными башнями, с полами, выложенными прекрасной плиткой, отделанные гобеленами стены, камины, именные изразцы... Рассказывают, что в 1939 году, когда в Гольшаны вступила Красная Армия и ее бойцы решили остановиться на постой в замке, им не позволил... свой же командир. Суровый, беспощадный
человек, он решительно зашел в замок, только что покинутый прежним владельцем, и через некоторое время вышел с изменившимся выражением
лица. "Я увидел такую красоту, что не только лошадь, но и ни один ваш сапог туда не ступит", -- сказал он бойцам и увел их ночевать в другое место.
Именно Павел Стефан Сапега пригласил в Гольшаны католический орден францисканцев и построил для них костел и монастырь. Тот самый, где
размещается сейчас филиал Национального художественного музея.
РУКА ИЗ НИОТКУДА
Освящение монастыря состоялось 6 августа 1618 года. Принять "объект" прибыл сам князь Павел Стефан Сапега. Ему все понравилось, но вдруг одна из стен здания обрушилась. Князь разгневался и пригрозил строителям: или вы быстро возведете стену, или не получите оплату серебром за все отработанные годы. Они восстановили стену, но вскоре она снова обрушилась. И тогда строители заподозрили здесь козни нечистой силы. Как откупиться, задобрить ее? Решили, что отказаться придется от самого дорогого. Первую из жен, которая принесет обед мужу, они живьем замуруют в каменную стену. Самый молодой каменщик, который
недавно женился, был очень напуган. Он спрятался от друзей, упал на колени и стал молить бога, чтоб только не его любимая жена первой принесла обед. Но влюбленная девушка летела как на крыльях. Ее и замуровали в стену. Прошли столетия, развалился дворец, перестраивался костел, и только крепко стоит на своих стенах здание монастыря. Его охраняет душа молодой девушки, и иногда в стенах монастыря можно слышать чьи-то тяжелые вздохи, шаги и видеть ее привидение.
Красивая и горькая легенда, которых так много на белорусской земле?
Увы, не все так просто. Ибо сегодняшние реалии самым странным образом переплетаются с далекой седой историей.
-- Первые лет пять мы жили спокойно, -- рассказывает директор филиала Национального художественного музея в Гольшанах Чеслава Окулевич. -- И вдруг стали происходить странные и совершенно необъяснимые вещи. Дело в том, что в то время велись очистительные работы в подвалах монастыря. Я тогда подошла к рабочим и попросила: если найдете что-нибудь интересное, принесите в музей. И вот однажды прихожу в кабинет, а там стоит коробочка. Открываю -- человеческий череп, кости. Думаю, нашли чем удивить, это здание пережило столько жизненных коллизий, столько судеб, что здесь -- захоронение на захоронении. В том числе
и погибших насильственной смертью. В одном подземелье нашли даже останки человека, который сидел и был облит каким-то раствором типа бетона.
А волосы проросли через этот раствор -- жуткое зрелище...
И вдруг рабочие говорят: "Это останки той девушки, из легенды". Я сначала не поверила, но после того, что они мне показали, сомнения отпали. А показали место, откуда вывалились останки, -- из бреши в стене -- и лежали они очень необыкновенно. Ноги -- под стеной, туловище развернуто к центру помещения, руки --
в разные стороны...
Тем временем ударили морозы, рабочие прекратили работы на зиму, навесили замки на все подвалы. И у меня коробка с костями так и осталась в кабинете -- назад не отнесешь. Так неуютно себя чувствовала с этой коробкой, переставляла ее с места на место. И, наконец, решила, что ее надо закопать на кладбище, пометить это место, а весной похоронить по-христиански, с отпеванием, поставить крест...
И попросила сделать это двоих рабочих. Не знаю, сделали ли. Они оба умерли с интервалом в четыре месяца. Один -- от повышенного давления, другой -- от сердечной недостаточности. Той зимой я сильно заболела гриппом. И когда уже практически поправилась, меня попросили прийти вечером на работу -- подменить
сотрудницу, которой обязательно надо было идти в школу на родительское собрание. Прихожу -- в здании никого, а все горит -- люстры, подсветки, лампочки. При том, что я каждый день прошу экономить электроэнергию! И вот иду, со злостью выключаю везде свет и вдруг, когда направляюсь к очередному выключателю, откуда-то из воздуха появляется рука и выключает свет за меня... Что я делала после -- не помню. Пришла в себя на улице от холода: идет дождь со снегом, а я в одном свитере. В ужасе смотрю на здание музея и думаю: ни за что я сюда больше не зайду!..
ОНА МЕРЦАЛА ТО В ОКНЕ, ТО ЗА ОКНОМ
После этого Чеслава Францевна болела еще месяц. О том, что произошло, не рассказала никому. Оправилась, успокоилась и снова вышла на работу. Как раз в то время в Гольшаны стало приезжать много специалистов -- историки, археологи, архитекторы. А так как гостиницу закрыли, ночевать им в деревне было негде. Вот и начала Чеслава Францевна пускать их на ночь в свой рабочий кабинет, что находился возле выставочной галереи. Как-то приходит на работу, а ночевавший там архитектор перетянул кровать и спит в соседней неотапливаемой комнате. Бормочет что-то о том, что не хотел мешать ей работать.
Через некоторое время -- другой командированный. И снова чудеса. Утром проснулся, стоя перед кроватью на коленях и уткнувшись головой в подушку. Но он честно рассказал: ночь была кошмарная. Было плохо, муторно, ходил по периметру комнаты, потерял чувство ориентации и не мог найти выход. Хотя в комнатке той -- от силы десять квадратных метров. А потом и ночевавший до него архитектор признался: ночью потерял чувство гравитации и... парил под потолком, переворачивался в воздухе, отталкиваясь ногами от стен и потолка.
После этого ночевавшие в директорском кабинете были свидетелями множества самых невероятных видений. Но, пожалуй, самое удивительное пришлось на долю одной журналистки. Оставшись в комнате, она выключила свет и залюбовалась звездной ночью. Как вдруг в нише стала формироваться какая-то тень. Вскоре она зашевелилась, начала раскачиваться, дошла до уровня окна, и четко вырисовался силуэт девушки -- худенькой, с высокой шеей, длинными зачесанными назад волосами и в светлом, истлевшем внизу, платье. По словам журналистки, она по сей день помнит черты ее лица. Призрак то появлялся у окна, то за окном, то в углу комнаты. Перепуганная женщина натянула на глаза капюшон, через пару минут снимает его -- а уже утро. Позже Белая Дама показалась художнику, также заночевавшему в музее.
Со временем выяснилось, что странности происходят и со всеми сотрудниками музея. Причем тогда, когда они остаются в здании одни. Девушке кто-то стучит камешком в окно. Она подбежит посмотреть -- в ту же секунду стук раздается в противоположном окне. Сколько ни смотрит -- нигде никого...
Другая молодая сотрудница, стоит остаться одной, моментально засыпает, и тут же чья-то рука начинает ее будить, давая легкие подзатыльники. Со сторожем же мужчиной "играют" не столь безобидно (вообще замечено, что мужчинам от привидения достается больше -- еще бы, именно они замуровали ни в чем не повинную молодую девушку в стену). С половины третьего до половины четвертого у него появляется ощущение, будто он в центре какого-то песчаного водопада. Вокруг бесконечно сыпется песок, потом добавляются камни, и наконец раздается такой грохот -- хоть уши затыкай. Потом все прекращается.
Дольше всех ничего не происходило с другим сторожем, очень верующей женщиной. И она убеждала: "Почаще ходите в храм, и не будет казаться всякий бред". Но и она "попалась". Месяца три назад после ночного дежурства рассказала такую историю, что все остальные так и ахнули.
"Сидела за столом, читала книгу, а потом положила голову на руки и задремала. И слышу -- через музей идет толпа людей, проходят за моей спиной. И я все понимаю: что нахожусь в музее, что отвечаю за ценности, что должна остановить этих людей и спросить, куда они идут, но не могу поднять голову. И так тяжело, что плачу от бессилия. И вдруг чьи-то руки ложатся мне на плечи, и становится легко-легко, и голова сама по себе поднимается... По комнате словно расстилается какая-то дымка, за спиной затихают шаги и речь. Отчетливая такая речь, только непонятно, на каком языке..."
Интересно, что на следующий же вечер в комнате директора остались ночевать два молодых художника. Чеслава Францевна дала им стопку бумаги, чтобы они записали свои впечатления. Утром вся комната была усеяна ,бумагами, а на ней -- какие-то совершенно фантастические, космические наброски. И стихотворение:
"Па блакiтнаму зыбкаму полю,
дзе зарнiцы пяюць пасля сна,
ты шукаеш шчаслiвую долю,
а знаходзiш -- кавалак жыцця.
Не кiдай той кавалак у пекла,
не саромся яго прынясцi,
дзе yтульна, i чыста, i светла,
дзе анслаy гучаць галасы".
Ребята рассказали, что такой творческой атмосферы, как в этой комнате, они в жизни не ощущали, прекрасно работалось и писалось. А позже один из них признался, что перед рассветом ему приснился точно такой же сон, как до этого сотруднице музея: будто через комнату идет толпа людей, и он даже слышал, как ноги шаркают по влажной почве, хотя откуда ей взяться в здании музея? Один коллега-музейщик из Молодечно днем зашел в кабинет Чеславы Францевны. Вернее, зайти он не смог, на пороге упал на колени и начал усиленно молиться. Директор не на шутку испугалась -- поведение нежданного посетителя было более чем странным -- и попыталась проскользнуть мимо него из кабинета. Но молящийся схватил ее за руку, во второй крепко держа зонт... Однако все обошлось. Он словно опомнился и объяснил Чеславе Францевне, что едва ступил на порог кабинета, -- в двух нишах показались распятья и какая-то неведомая сила поставила его на колени...
ВИНОВАТО МАГНИТНОЕ ПОЛЕ?
Нельзя сказать, что сотрудницы музея не пытались найти объяснение происходящему. Не так давно сюда приезжали специалисты из Национальной академии наук с измерительными приборами. Только подошли с измерителем электромагнитного излучения к дверям директорского кабинета, как его страшно закрутило. В центре комнаты вообще зашкалило, и прибор вышел из строя. Обнаружилось очень сильное магнитное поле. Побыть в нем пару часов даже полезно, но если дольше -- поле начинает воздействовать на подкорку головного мозга, что может вызвать галлюцинации. Думаю, людям, не склонным верить в существование сверхъестественных сил, такое объяснение происходящего вполне подойдет. И тем не менее вопросы остаются. Ведь упавший на колени музейщик едва ступил на порог комнаты, то есть магнитное поле не могло успеть подействовать на него за пару минут. Журналистка, которой явилась Белая Дама, тоже пробыла в ней недолго -- только начала разглядывать звезды в окне. А сотрудницы музея вообще сидят в другой комнате, где никаких полей не обнаружили. Так что загадка остается загадкой...
От редакции. Страхи страхами, но работа музея продолжается. И возникает много совершенно естественных житейских проблем. Уже несколько лет как остановлены реставрационные работы -- нет денег. Здание монастыря все уставлено строительными лесами, что отнюдь не красит его уникальный облик, но и снять их нельзя. Если бы нашлись не безразличные к подобным трудностям спонсоры -- их имя воистину прославилось бы в веках.