Как дома будь, и не смущайся... Яд не тебе, но хочешь угощайся)))))))
В ответ на вопрос Хухл выдаёт много почётных статей, вот они, вся мала куча:
<…Авторы журнала «Знание — сила» супруги Бурцевы в своей статье «Косички в гриве» рассказали об одном интересном факте, изложив его так, чтобы не было места отвлеченным рассуждениям. Летом 1970 года в Азербайджане, в одном из селений, они обратили внимание на то, что в гривах у некоторых лошадей есть косички.
...................
На вопрос, зачем так делают, местные жители объяснили, что это работа шайтана. Хозяин одной из таких лошадей, Мирзамед Агаев, посетовал: сколько ни срезай или ни распутывай косичку, она все равно появляется снова. Из расспросов выяснилось, что лошадь Мирзамеда по ночам пасется в балке, поросшей лесом, а утром часто приходит в таком состоянии, словно на ней скакали всю ночь: выглядит загнанной, вся в мыле. «Вот уже третье лето, — пишут Бурцевы, — мы приезжаем в те места. За это время нам удалось собрать более шестидесяти косичек. Почти все они различаются лишь размерами и степенью аккуратности изготовления. Кто же их заплетает?» Заплетенные неизвестно кем гривы лошадей наблюдали в различных районах нашей страны и в прошлом. Зоологи предполагают, что косички в гривах запутывает ласка, маленький хищный зверек, который распространен почти по всей стране.
Известный зоолог П. Мантейфель описал в книге «Рассказы натуралиста», как ласка в поисках соли взбирается на лошадь и вылизывает соль с шеи, одновременно запутывая и заплетая гриву. Что ж, объяснение вполне правдоподобное. Можно представить себе, что ласки действительно способны так спутать гриву, что на ней образуются какие-то косички. «Но, — пишут авторы статьи, — коса
<… КОСА, косы — вид женской прически, наделяемый брачной символикой; одну косу носили девушки (в том числе и старые девы), две косы — замужние женщины.
Коса символизирует готовность девушки к браку (о.-слав.), лента в косе была знаком того, что девушка на выданье (рус.). Со дня просватанья лента заплеталась только в полкосы, к ней крепился знак просватанья — длинная широкая лента (Заонежье). Длинная коса — предмет гордости и особой заботы девушки, ее украшение, ср. бел. пословицы: «Каса дзявочая краса»; «Дзеука без касы не мае красы». За волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше (о.-слав.).
В свадебном обряде и песнях коса — символ невесты. Замужней женщине нельзя было носить одну косу, чтобы не овдоветь. Если у девушки левая коса оказывалась толще правой, ей предстояло выйти замуж за вдовца (гуцул.). В похоронном обряде распущенные косы — символ скорби. Насильственное обрезание косы — знак бесчестия и поругания.
Заплетение волос людям и животным — характерное действие мифологических персонажей. В быличках домовой по ночам заплетает косичкой бороды старикам, волосы, женщинам; гриву и хвост лошадям заплетают домовой, ласка, черт (в.-слав.), ласка, хохлик (домовой дух), змора, дьявол, богинки, краснолюдки (карлики) (пол.). У юж. славян — это занятие вил (они плетут косу из 10, 12 прядей), причем, если гриву, заплетенную в косу, расчесать, она вновь сама заплетается (Далмация). Девушка в Иванову ночь спасается от чертей, велев им заплести ей косу по одному волосу, что они и делали, пока не запели петухи (полес.). Чтобы уберечься от нечистой силы, в четверг на Русальной неделе девки вплетали в косу полынь (укр.); от черта, от ходячего покойника вплетали растения-апотропеи: «донник», «тою», «руту» (укр., бел.); от колдуна на свадьбе невесту спасала «богородская трава» в косе. От сглаза девушки вплетали в волосы правую переднюю лапу крота (болг.)
(с) В. В. Усачева «Славянские древности. Этнолингвистический словарь» под ред. Н.И.Толстого. Т. 2. М., 1999, с. 616-618…>
косе рознь
…………………
…………..
Одного взгляда на «наши» косички достаточно, чтобы отказаться от мысли о ласке. Никакие лапы не в состоянии так искусно скрутить и перевязать их. Косички представляют собой скорее петли, сделанные из трех жгутов. Два из них скручены из пучков волос. Затем один из этих двух скручен с третьим более слабо закрученным жгутом (из чего можно сделать вывод, что, когда закручивался третий жгут, руки не отпускали первые два, поэтому он и не такой плотный). После этого, примерно с середины длины жгутов, они сплетены все три вместе в некое подобие косы и завязаны несколькими крепкими узлами, так что образуется довольно прочная петля, и ее нельзя разорвать даже большим усилием... Стремясь прояснить загадку, Бурцевы показывали косички людям разных специальностей. Биолог Н. Мадьярная сказала: «Я десять лет держала ласку у себя дома. Она, конечно, запутывает волосы и любит это делать, но так их заплести она не может». Потомственный коневод Николай Самохвалов ответил: «Я не однажды видел «косы», запутанные лаской, и видел ласку, когда она спрыгивала с шеи лошади, но те «косы» представляли собой просто запутанные жгуты, иногда даже петли, но не косички в буквальном смысле слова. Такую косичку ласка не заплетет». Кандидат биологических наук В. Флинт: «Ласка не в состоянии заплести таких косичек. Я скорее соглашусь, что эта косичка образуется сама собой, при случайном переплетении жгутов». Зоопсихолог и этолог К. Фабри, кандидат биологических наук, работающий над проблемой поведения животных: «Если эти косички заплела ласка, то всю теорию движения кисти куньих надо поставить с ног на голову». Так кто же делает косички? Люди? Но зачем и почему столь одинаковые? Все косички расположены ближе к холке кобылы; жгуты всегда закручены в одних и тех же направлениях: «почерк» вязания узлов в основе одинаков. Можно было бы предположить, что плетение косичек — религиозный обряд. Но у хозяев лошадей нет оснований скрывать это, как они не скрывают другие обряды. Тем более они сами недовольны появлением косичек. «Итак, звери косичек заплетать не могут, люди — не заплетают. Тогда кто же? Когда мы расспрашивали об этом местных жителей, то некоторые отвечали: это гуляйбаны заплетает косички, катается на лошадях, портит молоко у кобыл». Гуляйбаны — одно из местных названий кавказских гоминидов. Алмасты, каптар, пеша-адам, гуляйбаны — все это означает «дикий», «лесной» человек. Игорь БУРЦЕВ канд. ист. наук И лешие, и бигфуты заплетают косички в гривах В ноябре 2005 года к нашему Центру обратилась по Интернету тридцатилетняя американка из штата Миссури Чанда МакКрэри. Она сообщала, что на ферме ее подруги Мари, расположенной на дороге со странным названием ”Заплетал” (так и пишется – английскими буквами, а слово, похоже, русское) кто-то по ночам …заплетает косички в гривах лошадей! Привожу одно из ее писем почти дословно: «У кобылы по кличке Сюзи в октябре 2005 года стали появляться в гриве самые настоящие косички. Ее хозяйка Мари тратила много времени, чтобы расчесать гриву: смазывала ее специальным маслом, применяла разные расчески с крупными зубьями. Но стоило выгнать кобылу на свободный выпас, как у нее вновь появлялись косички. Тогда Мишель решила выяснить, кто заплетает гриву ее кобыле, и стала следить за ней. Я ей помогала в этом. А для сравнения даже заплела в гриве свою косичку.
……
………
И вот однажды мне удалось заметить мелькающую в кустах темную фигуру двуногого: это был сасквач (другое название этих существ, распространенное в Северной Америке – И.Б.)! Я слышала его тяжелые шаги и даже увидела позже его следы на земле – следы босых человеческих ног огромного размера. Я обратила также внимание на некоторые деревья, у которых были согнуты или сломаны крупные ветви на высоте, превышающей мой рост». Позже Чанда по нашему с Баяновым совету связалась с Дженис Картер из штата Теннеси. Дженис рассказала Чанде, что подобные косички действительно плетут бигфуты. А еще один исследователь из США сообщил ей, как она написала, что наблюдал подобное явление в штате Кентукки. Так что теперь мы знаем по крайней мере три штата, где появляются косички в гривах лошадей. Кстати, Джек (из Техаса) нам тоже сообщал о косичках, которые появляются в его местности в гриве… ламы)!! Чанда написала позже: «Раньше я никогда не видела подобных косичек, а когда попыталась воспроизвести одну, то у меня ничего не получилось. Косичка сплетена обычно из прядей, которые предварительно скручены в жгуты и потом крепко сплетены. Сама я была до этого знакома с разными видами косичек, которые плетут девушки, и тоже умею заплетать их по-разному, но таких - видеть не приходилось. И не знаю, для чего их плетут бигфуты. Как я теперь узнала, и на юге России происходят подобные явления». (с) horsecity.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=36621 …>
<… Почему Чанда обратилась к нам? Дело в том, что еще в начале 70-х годов прошлого столетия я тоже тоже столкнулся с подобным явлением в Талышских горах на юге Азербайджана и довольно много занимался этим вопросом, и Чанда узнала об этом из каких-то сайтов. Местные жители в Талыше тогда утверждали, что косички заплетают гулейбаны – дикие лесные люди. Хозяева лошадей не возражали против того, чтобы я срезал образцы, и я собрал их в общей сложности около 40. Довольно много времени – несколько летних сезонов – я потратил на расследование загадки возникновения таких косичек, которые появлялись преимущественно у кобыл. Но так и не смог прийти к определенному мнению. По крайней мере у одной из кобыл, за которой я неотрывно наблюдал в течение трех ночей, косичка образовалась сама собой. Как – объясню ниже. Свидетельства о пристрастии этих полулегендарных существ к лошадям имеют давнюю историю и распространены не только на Кавказе. Косички заплетал и русский домовой, и английский “гоблин”, и кабардинский “алмасты. Луи Мари Синистрари, профессор философии и теологии, юрисконсульт Верховного трибунала Святой инквизиции в Риме, написал трактат с длинным названием: “Отношение к демонам, и о животных “инкубах, и “суккубах, где доказывается, что на земле существуют разумные создания, отличные от человека, имеющие, как и он, тело и душу, как и он, рождающиеся и умирающие…” Трактат этот был написан для того, чтобы суды отличали связь с демонами от связи с названными существами, не причисляемыми автором к сверхъестественной силе. Синистрари пишет: “Он, “инкуб”, пристает к кобылам. Если они послушны его желаниям, он окружает их заботой и лаской, заплетает им гриву во множество узлов, которые нельзя распутать; но если они сопротивляются, он мучает и бьет их, нагоняет на них сап, и, наконец, убивает, о чем свидетельствует повседневная практика”. Неверные представления Известный в свое время автор энциклопедии животного мира Игорь Акимушкин утверждал, что эти косички запутывает ласка, маленький хищный зверек, который распространен почти по всей России. Известный в зоологическом мире авторитет П.А. Мантейфель описал в свое время в книге «Рассказы натуралиста», как ласка в поисках соли взбирается на лошадь и вылизывает соль с шеи, одновременно запутывая и заплетая ей гриву. Многие коневоды тоже уверены, что гриву заплетает ласка. Практически такое мнение утвердилось и стало общепринятым. Но одного взгляда на «наши» косички было достаточно, чтобы отказаться от идеи об авторстве ласки. «Косички» представляют собой скорее петли, сплетенные из скрученных жгутов, причем начиная с середины длины прядей и до конца их. Кроме того, сплетенные пряди, как правило, еще и завязаны узлами.
……………..
………..
Образовавшуюся петлю невозможно разорвать даже большим усилием. Помню, мы тогда показывали косички биологу Н.Ф. Мадьярной, кандидату биологических наук В.Е.Флинту, опытному специалисту-зоопсихологу Курту Эрнестовичу Фабри. Все они категорически отвергли авторство ласки в заплетании косичек. Это мнение поддержал и потомственный коневод Николай Самохвалов из Подмосковья. Расследование И тогда я продолжил наблюдения за пасущимися на воле лошадьми на землях Ленкоранского района в Азербайджане. Однажды, когда я заметил в гриве одной из них намечающуюся косичку, я стал гоняться по ночам именно за этой лошадью, вооружившись ночным стрелковым прицелом к автомату Калашникова, предоставленным тамошними пограничниками. И что же я увидел? Первое: косичка начинает заплетаться снизу, с концов волос, а не от основания. Весь процесс длился трое суток: вначале это была маленькая косичка на конце волос гривы; на другой день косичка увеличилась, а пряди, еще не заплетенные, оказались скрученными, и на третий день я увидел вполне сформировавшуюся косу, но все же плетение не дошло до основания волос, на половину их длины косичка осталась незаплетенной, и больше коса не увеличивалась. Образовалась как бы петля, оканчивавшаяся косой. Хорошо ее рассмотрев, я увидел, что на кончике волос прилепился комочек глины, который скрепил пряди между собой. А ведь к кобыле никто не подходил!! Стал думать… Как сейчас помню: после ночного наблюдения, когда лазил по грязи с прибором ночного видения (Ленкорань– это зона субтропиков, откуда в Россию поступали и поступают мандарины, там часты дожди), сидел в каком-то вагончике на железной сетке кровати, ел арбуз и размышлял. И вдруг меня осенило! Я отрезал от чехла армейского прицела ночного видения три длинных тесемки, привязал их к спинке кровати, другой конец всех трех тесемок связал вместе в узел и стал пропускать этот узел в промежутки между тесемками - то в левый, то в правый. На глазах стала образовываться коса, причем она росла от нижних концов тесемок! Что и требовалось доказать… Тогда я решил, что косичка образуется сама собой. Когда лошадь машет головой, отгоняя мух, мошек и слепней, - а она это делает тысячи раз на дню – то комочек глины, скрепивший концы прядей, начинает подскакивать и иногда попадать в промежуток между двумя прядями. В другой раз она может попасть в другой промежуток, хотя бывает, что и два-три раза в один промежуток, потому коса неровная, грубая, но все же – коса. Поняв это, я тут же собрал свои вещи и уехал из тех мест, “закрыв” тему косичек. И, как позже понял, зря. Наблюдение Григория Панченко В августе 1991 года молодой харьковский биолог Григорий Панченко собирал сведения о кавказском гоминоиде (алмасты) в Кабардино-Балкарии. Однажды он получил сообщение от местных жителей о том, что в урочище Куруко алмасты плетет косички в гриве кобылы, принадлежащей сторожу совхозного амбара. Панченко отправился в Куруко, нашел этого сторожа. Тот разрешил биологу ночевать в амбаре, где на ночь оставалась кобыла, у которой на утро появлялись косички. Дверь амбара запиралась, но, согласно сторожу, алмасты проникал в амбар через окно, в котором не было стекла. Григорий спрятался в амбаре под кушеткой, накрытой одеялом. Поскольку он очень устал после длительного похода в горах с тяжелым рюкзаком на плечах, то сразу уснул. Проснувшись среди ночи, он отодвинул краешек одеяла и увидел в полумраке, что рядом с лошадью, стоявшей у яслей с кормом, стоит некто сутулый, без одежды, волосатый. Он издавал странные, почти птичьи щебечущие звуки, чмокал и глотал слюну. Через некоторое время этот некто, видно почуяв присутствие человека, отошел от лошади и двойным прыжком, на какой не был бы способен человек, прыгнул и оказался в проеме окна . Панченко стало ясно, что это был не человек, а алмасты. Тот выпрыгнул наружу и больше не появлялся. Утром Григорий обнаружил в гриве лошади косички, которых там не было вечером.(Наблюдение Г. Панченко описано Д.Ю. Баяновым в его книге “По следам снежного человека в России”, изданной на английском языке). Таким образом, гоминологи убедились в том, что косички в гривах лошадей имеют двоякое происхождение – естественное, какое я наблюдал на Талыше, и искусственное, от рук хоминов. И вот это письмо из штата Миссури вновь повернуло меня к этой проблеме: там тоже кто-то заплетает косички в гривах. Собственно, не кто-то: наблюдатели определенно знают, кто. Это – бигфуты, или сасквачи! Одним словом – гоминоиды, или хомины… По моей просьбе Чанда прислала фотографии косичек. Поразительно, как они похожи на наши!!! Вы сами можете увидеть их на фотографиях.
………
………………………
А вот что написала в ответ на наш запрос сама хозяйка кобылы Мари: “Раньше, когда я не знала, кто заплетал косички в гриве Сюзи, я тратила много времени на их распутывание. Но они вновь появлялись на другой или третий день. Теперь, когда я знаю, что это делают сасквачи, я перестала расплетать косички. Но это стали делать сами сасквачи: они расплетают старые косички и на их месте заплетают новые, повторяя это вновь и вновь. Причём, как правило, ближе к голове они плетут большие косички, захватывая толстые пряди волос. А ближе к холке заплетают тонкие и довольно красивые, часто перевивая их в петли и восьмёрки. Я не замечала, чтобы поведение кобылы сильно менялось после подобного внимания сасквачей. Но иногда её дыхание пахнет очень скверно, и это напоминает запах какой-то массы жёлтого цвета, которой однажды они намазали ей морду под ноздрями. Это было, когда мы обнаружили её под большим кедром в одурманенном состоянии, а вокруг было много огромных следов ног сасквачей. Мои попытки снять этих существ автоматической инфракрасной камерой пока ни к чему не привели: эти существа, похоже, чувствуют излучение и всячески обходят поле обзора камеры”. Косички, заплетённые бигфутами В своё время высказывались раз личные версии о назначении косичек, вплоть до того, что с их помощью алмасты удерживают кобылу, чтобы сосать у неё молоко. Но наши американские коллеги убеждены, что бигфуты заплетают их просто для украшения. Глядя на причудливо переплетённые пряди в гриве кобылы Сюзи, поневоле соглашаешься с выводом наблюдателей... (с) horsecity.ru/…>
<… Издавна в деревнях было известно такое странное явление: войдя утром в конюшню, хозяин находил свою лошадь дрожащей от страха, всю в мыле, а расчесанная накануне грива так сплетена-переплетена, что и за день ее не распутать. Горестно вздыхал крестьянин: столько дел нужно было переделать сегодня, а тут и помыслить нельзя о том, чтобы запрячь лошадь – та едва стоит на ногах.
Народная молва объясняла происходящее ночью в конюшне кознями нечистого, домового (его еще называют «конюшенный суседко»).
Оказалось, что это «работа» ласки, самого маленького хищника. Она питается мышами, переходя из одного места в другое. За сутки зверек истребляет 10 – 15 мышей. Даже насытившись, ласка не прекращает охоту, а просто бросает свою очередную жертву. Однажды в омете соломы, который она «проверила», насчитали 500 убитых грызунов.
Хотя ученые и установили, что козни «домового» - это всего-навсего проделки ласки, однако причины такого ее поведения в конюшнях остаются невыясненными. По одной из гипотез ласка ищет кристаллики соли, остающиеся на коже лошади после испарения пота. Перебегая по крупу и цепляясь за гриву, проворный зверек спутывает ее в сплошные космы и колтуны, «заплетает» гриву в косички. Да, лошадь хранит еще немало загадок.
(с) В.И.Гершуна «Беседы о домашних животных»…>
<… Спустя несколько лет мне пришла на ум мысль навести строго научные справки о феномене косичек в гриве и феномене порчи, якобы сопровождающей появление этих косичек. И я направил письменный запрос во Всесоюзный институт коневодства, что в Рязанской области. Через пару месяцев получил по почте посылку - ящик, отправленный в мой адрес из того института. В ящике находились... косички, десятки косичек!
Каждая была упакована в отдельный пакет и сопровождалась подробной, развернутой справкой: на каком конном заводе страны, когда, при каких обстоятельствах была срезана данная косица с гривы того или иного жеребца. Указывались возраст жеребца, его масть, его родословная. Сообщалось также о хворях животного, в гриве которого обнаружилась косичка.
К вашему сведению, большинство жеребцов после появления в их гривах косичек заболело!
Итак, я располагаю обширной уникальной коллекцией косичек в гриве, снабженных подробным справочным аппаратом, - коллекцией, не имеющей, по всей видимости, аналогов, по меньшей мере, в России... Отмечу здесь, что я - вовсе не единственный исследователь аномальных явлений, который держал в своих руках странные косицы.
(с) Прийма А.К. "На перепутье двух миров"…>
<…- Косички, самостийно появляющиеся по ночам в гривах племенного молодняка, кого хочешь сведут с ума. Жеребцы с этой пакостью на холках начинают иной раз болеть. Бабки на ногах пухнут. Потеют сутками напролет. Дыхание нарушается. А что такое конь, у которого дыхалка не в порядке? Так, одно недоразумение.
- Откуда же они берутся, эти косички?
- А кто их знает... Наши старики говорят, что это нечистая сила наводит порчу на коней.
(с) Из беседы с В. Барашковым, тренером конного завода …>
<…Авторы журнала «Знание — сила» супруги Бурцевы в своей статье «Косички в гриве» рассказали об одном интересном факте, изложив его так, чтобы не было места отвлеченным рассуждениям. Летом 1970 года в Азербайджане, в одном из селений, они обратили внимание на то, что в гривах у некоторых лошадей есть косички.
...................

На вопрос, зачем так делают, местные жители объяснили, что это работа шайтана. Хозяин одной из таких лошадей, Мирзамед Агаев, посетовал: сколько ни срезай или ни распутывай косичку, она все равно появляется снова. Из расспросов выяснилось, что лошадь Мирзамеда по ночам пасется в балке, поросшей лесом, а утром часто приходит в таком состоянии, словно на ней скакали всю ночь: выглядит загнанной, вся в мыле. «Вот уже третье лето, — пишут Бурцевы, — мы приезжаем в те места. За это время нам удалось собрать более шестидесяти косичек. Почти все они различаются лишь размерами и степенью аккуратности изготовления. Кто же их заплетает?» Заплетенные неизвестно кем гривы лошадей наблюдали в различных районах нашей страны и в прошлом. Зоологи предполагают, что косички в гривах запутывает ласка, маленький хищный зверек, который распространен почти по всей стране.
Известный зоолог П. Мантейфель описал в книге «Рассказы натуралиста», как ласка в поисках соли взбирается на лошадь и вылизывает соль с шеи, одновременно запутывая и заплетая гриву. Что ж, объяснение вполне правдоподобное. Можно представить себе, что ласки действительно способны так спутать гриву, что на ней образуются какие-то косички. «Но, — пишут авторы статьи, — коса
<… КОСА, косы — вид женской прически, наделяемый брачной символикой; одну косу носили девушки (в том числе и старые девы), две косы — замужние женщины.
Коса символизирует готовность девушки к браку (о.-слав.), лента в косе была знаком того, что девушка на выданье (рус.). Со дня просватанья лента заплеталась только в полкосы, к ней крепился знак просватанья — длинная широкая лента (Заонежье). Длинная коса — предмет гордости и особой заботы девушки, ее украшение, ср. бел. пословицы: «Каса дзявочая краса»; «Дзеука без касы не мае красы». За волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше (о.-слав.).
В свадебном обряде и песнях коса — символ невесты. Замужней женщине нельзя было носить одну косу, чтобы не овдоветь. Если у девушки левая коса оказывалась толще правой, ей предстояло выйти замуж за вдовца (гуцул.). В похоронном обряде распущенные косы — символ скорби. Насильственное обрезание косы — знак бесчестия и поругания.
Заплетение волос людям и животным — характерное действие мифологических персонажей. В быличках домовой по ночам заплетает косичкой бороды старикам, волосы, женщинам; гриву и хвост лошадям заплетают домовой, ласка, черт (в.-слав.), ласка, хохлик (домовой дух), змора, дьявол, богинки, краснолюдки (карлики) (пол.). У юж. славян — это занятие вил (они плетут косу из 10, 12 прядей), причем, если гриву, заплетенную в косу, расчесать, она вновь сама заплетается (Далмация). Девушка в Иванову ночь спасается от чертей, велев им заплести ей косу по одному волосу, что они и делали, пока не запели петухи (полес.). Чтобы уберечься от нечистой силы, в четверг на Русальной неделе девки вплетали в косу полынь (укр.); от черта, от ходячего покойника вплетали растения-апотропеи: «донник», «тою», «руту» (укр., бел.); от колдуна на свадьбе невесту спасала «богородская трава» в косе. От сглаза девушки вплетали в волосы правую переднюю лапу крота (болг.)
(с) В. В. Усачева «Славянские древности. Этнолингвистический словарь» под ред. Н.И.Толстого. Т. 2. М., 1999, с. 616-618…>
косе рознь
…………………

…………..
Одного взгляда на «наши» косички достаточно, чтобы отказаться от мысли о ласке. Никакие лапы не в состоянии так искусно скрутить и перевязать их. Косички представляют собой скорее петли, сделанные из трех жгутов. Два из них скручены из пучков волос. Затем один из этих двух скручен с третьим более слабо закрученным жгутом (из чего можно сделать вывод, что, когда закручивался третий жгут, руки не отпускали первые два, поэтому он и не такой плотный). После этого, примерно с середины длины жгутов, они сплетены все три вместе в некое подобие косы и завязаны несколькими крепкими узлами, так что образуется довольно прочная петля, и ее нельзя разорвать даже большим усилием... Стремясь прояснить загадку, Бурцевы показывали косички людям разных специальностей. Биолог Н. Мадьярная сказала: «Я десять лет держала ласку у себя дома. Она, конечно, запутывает волосы и любит это делать, но так их заплести она не может». Потомственный коневод Николай Самохвалов ответил: «Я не однажды видел «косы», запутанные лаской, и видел ласку, когда она спрыгивала с шеи лошади, но те «косы» представляли собой просто запутанные жгуты, иногда даже петли, но не косички в буквальном смысле слова. Такую косичку ласка не заплетет». Кандидат биологических наук В. Флинт: «Ласка не в состоянии заплести таких косичек. Я скорее соглашусь, что эта косичка образуется сама собой, при случайном переплетении жгутов». Зоопсихолог и этолог К. Фабри, кандидат биологических наук, работающий над проблемой поведения животных: «Если эти косички заплела ласка, то всю теорию движения кисти куньих надо поставить с ног на голову». Так кто же делает косички? Люди? Но зачем и почему столь одинаковые? Все косички расположены ближе к холке кобылы; жгуты всегда закручены в одних и тех же направлениях: «почерк» вязания узлов в основе одинаков. Можно было бы предположить, что плетение косичек — религиозный обряд. Но у хозяев лошадей нет оснований скрывать это, как они не скрывают другие обряды. Тем более они сами недовольны появлением косичек. «Итак, звери косичек заплетать не могут, люди — не заплетают. Тогда кто же? Когда мы расспрашивали об этом местных жителей, то некоторые отвечали: это гуляйбаны заплетает косички, катается на лошадях, портит молоко у кобыл». Гуляйбаны — одно из местных названий кавказских гоминидов. Алмасты, каптар, пеша-адам, гуляйбаны — все это означает «дикий», «лесной» человек. Игорь БУРЦЕВ канд. ист. наук И лешие, и бигфуты заплетают косички в гривах В ноябре 2005 года к нашему Центру обратилась по Интернету тридцатилетняя американка из штата Миссури Чанда МакКрэри. Она сообщала, что на ферме ее подруги Мари, расположенной на дороге со странным названием ”Заплетал” (так и пишется – английскими буквами, а слово, похоже, русское) кто-то по ночам …заплетает косички в гривах лошадей! Привожу одно из ее писем почти дословно: «У кобылы по кличке Сюзи в октябре 2005 года стали появляться в гриве самые настоящие косички. Ее хозяйка Мари тратила много времени, чтобы расчесать гриву: смазывала ее специальным маслом, применяла разные расчески с крупными зубьями. Но стоило выгнать кобылу на свободный выпас, как у нее вновь появлялись косички. Тогда Мишель решила выяснить, кто заплетает гриву ее кобыле, и стала следить за ней. Я ей помогала в этом. А для сравнения даже заплела в гриве свою косичку.
……

И вот однажды мне удалось заметить мелькающую в кустах темную фигуру двуногого: это был сасквач (другое название этих существ, распространенное в Северной Америке – И.Б.)! Я слышала его тяжелые шаги и даже увидела позже его следы на земле – следы босых человеческих ног огромного размера. Я обратила также внимание на некоторые деревья, у которых были согнуты или сломаны крупные ветви на высоте, превышающей мой рост». Позже Чанда по нашему с Баяновым совету связалась с Дженис Картер из штата Теннеси. Дженис рассказала Чанде, что подобные косички действительно плетут бигфуты. А еще один исследователь из США сообщил ей, как она написала, что наблюдал подобное явление в штате Кентукки. Так что теперь мы знаем по крайней мере три штата, где появляются косички в гривах лошадей. Кстати, Джек (из Техаса) нам тоже сообщал о косичках, которые появляются в его местности в гриве… ламы)!! Чанда написала позже: «Раньше я никогда не видела подобных косичек, а когда попыталась воспроизвести одну, то у меня ничего не получилось. Косичка сплетена обычно из прядей, которые предварительно скручены в жгуты и потом крепко сплетены. Сама я была до этого знакома с разными видами косичек, которые плетут девушки, и тоже умею заплетать их по-разному, но таких - видеть не приходилось. И не знаю, для чего их плетут бигфуты. Как я теперь узнала, и на юге России происходят подобные явления». (с) horsecity.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=36621 …>
<… Почему Чанда обратилась к нам? Дело в том, что еще в начале 70-х годов прошлого столетия я тоже тоже столкнулся с подобным явлением в Талышских горах на юге Азербайджана и довольно много занимался этим вопросом, и Чанда узнала об этом из каких-то сайтов. Местные жители в Талыше тогда утверждали, что косички заплетают гулейбаны – дикие лесные люди. Хозяева лошадей не возражали против того, чтобы я срезал образцы, и я собрал их в общей сложности около 40. Довольно много времени – несколько летних сезонов – я потратил на расследование загадки возникновения таких косичек, которые появлялись преимущественно у кобыл. Но так и не смог прийти к определенному мнению. По крайней мере у одной из кобыл, за которой я неотрывно наблюдал в течение трех ночей, косичка образовалась сама собой. Как – объясню ниже. Свидетельства о пристрастии этих полулегендарных существ к лошадям имеют давнюю историю и распространены не только на Кавказе. Косички заплетал и русский домовой, и английский “гоблин”, и кабардинский “алмасты. Луи Мари Синистрари, профессор философии и теологии, юрисконсульт Верховного трибунала Святой инквизиции в Риме, написал трактат с длинным названием: “Отношение к демонам, и о животных “инкубах, и “суккубах, где доказывается, что на земле существуют разумные создания, отличные от человека, имеющие, как и он, тело и душу, как и он, рождающиеся и умирающие…” Трактат этот был написан для того, чтобы суды отличали связь с демонами от связи с названными существами, не причисляемыми автором к сверхъестественной силе. Синистрари пишет: “Он, “инкуб”, пристает к кобылам. Если они послушны его желаниям, он окружает их заботой и лаской, заплетает им гриву во множество узлов, которые нельзя распутать; но если они сопротивляются, он мучает и бьет их, нагоняет на них сап, и, наконец, убивает, о чем свидетельствует повседневная практика”. Неверные представления Известный в свое время автор энциклопедии животного мира Игорь Акимушкин утверждал, что эти косички запутывает ласка, маленький хищный зверек, который распространен почти по всей России. Известный в зоологическом мире авторитет П.А. Мантейфель описал в свое время в книге «Рассказы натуралиста», как ласка в поисках соли взбирается на лошадь и вылизывает соль с шеи, одновременно запутывая и заплетая ей гриву. Многие коневоды тоже уверены, что гриву заплетает ласка. Практически такое мнение утвердилось и стало общепринятым. Но одного взгляда на «наши» косички было достаточно, чтобы отказаться от идеи об авторстве ласки. «Косички» представляют собой скорее петли, сплетенные из скрученных жгутов, причем начиная с середины длины прядей и до конца их. Кроме того, сплетенные пряди, как правило, еще и завязаны узлами.
……………..

………..
Образовавшуюся петлю невозможно разорвать даже большим усилием. Помню, мы тогда показывали косички биологу Н.Ф. Мадьярной, кандидату биологических наук В.Е.Флинту, опытному специалисту-зоопсихологу Курту Эрнестовичу Фабри. Все они категорически отвергли авторство ласки в заплетании косичек. Это мнение поддержал и потомственный коневод Николай Самохвалов из Подмосковья. Расследование И тогда я продолжил наблюдения за пасущимися на воле лошадьми на землях Ленкоранского района в Азербайджане. Однажды, когда я заметил в гриве одной из них намечающуюся косичку, я стал гоняться по ночам именно за этой лошадью, вооружившись ночным стрелковым прицелом к автомату Калашникова, предоставленным тамошними пограничниками. И что же я увидел? Первое: косичка начинает заплетаться снизу, с концов волос, а не от основания. Весь процесс длился трое суток: вначале это была маленькая косичка на конце волос гривы; на другой день косичка увеличилась, а пряди, еще не заплетенные, оказались скрученными, и на третий день я увидел вполне сформировавшуюся косу, но все же плетение не дошло до основания волос, на половину их длины косичка осталась незаплетенной, и больше коса не увеличивалась. Образовалась как бы петля, оканчивавшаяся косой. Хорошо ее рассмотрев, я увидел, что на кончике волос прилепился комочек глины, который скрепил пряди между собой. А ведь к кобыле никто не подходил!! Стал думать… Как сейчас помню: после ночного наблюдения, когда лазил по грязи с прибором ночного видения (Ленкорань– это зона субтропиков, откуда в Россию поступали и поступают мандарины, там часты дожди), сидел в каком-то вагончике на железной сетке кровати, ел арбуз и размышлял. И вдруг меня осенило! Я отрезал от чехла армейского прицела ночного видения три длинных тесемки, привязал их к спинке кровати, другой конец всех трех тесемок связал вместе в узел и стал пропускать этот узел в промежутки между тесемками - то в левый, то в правый. На глазах стала образовываться коса, причем она росла от нижних концов тесемок! Что и требовалось доказать… Тогда я решил, что косичка образуется сама собой. Когда лошадь машет головой, отгоняя мух, мошек и слепней, - а она это делает тысячи раз на дню – то комочек глины, скрепивший концы прядей, начинает подскакивать и иногда попадать в промежуток между двумя прядями. В другой раз она может попасть в другой промежуток, хотя бывает, что и два-три раза в один промежуток, потому коса неровная, грубая, но все же – коса. Поняв это, я тут же собрал свои вещи и уехал из тех мест, “закрыв” тему косичек. И, как позже понял, зря. Наблюдение Григория Панченко В августе 1991 года молодой харьковский биолог Григорий Панченко собирал сведения о кавказском гоминоиде (алмасты) в Кабардино-Балкарии. Однажды он получил сообщение от местных жителей о том, что в урочище Куруко алмасты плетет косички в гриве кобылы, принадлежащей сторожу совхозного амбара. Панченко отправился в Куруко, нашел этого сторожа. Тот разрешил биологу ночевать в амбаре, где на ночь оставалась кобыла, у которой на утро появлялись косички. Дверь амбара запиралась, но, согласно сторожу, алмасты проникал в амбар через окно, в котором не было стекла. Григорий спрятался в амбаре под кушеткой, накрытой одеялом. Поскольку он очень устал после длительного похода в горах с тяжелым рюкзаком на плечах, то сразу уснул. Проснувшись среди ночи, он отодвинул краешек одеяла и увидел в полумраке, что рядом с лошадью, стоявшей у яслей с кормом, стоит некто сутулый, без одежды, волосатый. Он издавал странные, почти птичьи щебечущие звуки, чмокал и глотал слюну. Через некоторое время этот некто, видно почуяв присутствие человека, отошел от лошади и двойным прыжком, на какой не был бы способен человек, прыгнул и оказался в проеме окна . Панченко стало ясно, что это был не человек, а алмасты. Тот выпрыгнул наружу и больше не появлялся. Утром Григорий обнаружил в гриве лошади косички, которых там не было вечером.(Наблюдение Г. Панченко описано Д.Ю. Баяновым в его книге “По следам снежного человека в России”, изданной на английском языке). Таким образом, гоминологи убедились в том, что косички в гривах лошадей имеют двоякое происхождение – естественное, какое я наблюдал на Талыше, и искусственное, от рук хоминов. И вот это письмо из штата Миссури вновь повернуло меня к этой проблеме: там тоже кто-то заплетает косички в гривах. Собственно, не кто-то: наблюдатели определенно знают, кто. Это – бигфуты, или сасквачи! Одним словом – гоминоиды, или хомины… По моей просьбе Чанда прислала фотографии косичек. Поразительно, как они похожи на наши!!! Вы сами можете увидеть их на фотографиях.
………

………………………

А вот что написала в ответ на наш запрос сама хозяйка кобылы Мари: “Раньше, когда я не знала, кто заплетал косички в гриве Сюзи, я тратила много времени на их распутывание. Но они вновь появлялись на другой или третий день. Теперь, когда я знаю, что это делают сасквачи, я перестала расплетать косички. Но это стали делать сами сасквачи: они расплетают старые косички и на их месте заплетают новые, повторяя это вновь и вновь. Причём, как правило, ближе к голове они плетут большие косички, захватывая толстые пряди волос. А ближе к холке заплетают тонкие и довольно красивые, часто перевивая их в петли и восьмёрки. Я не замечала, чтобы поведение кобылы сильно менялось после подобного внимания сасквачей. Но иногда её дыхание пахнет очень скверно, и это напоминает запах какой-то массы жёлтого цвета, которой однажды они намазали ей морду под ноздрями. Это было, когда мы обнаружили её под большим кедром в одурманенном состоянии, а вокруг было много огромных следов ног сасквачей. Мои попытки снять этих существ автоматической инфракрасной камерой пока ни к чему не привели: эти существа, похоже, чувствуют излучение и всячески обходят поле обзора камеры”. Косички, заплетённые бигфутами В своё время высказывались раз личные версии о назначении косичек, вплоть до того, что с их помощью алмасты удерживают кобылу, чтобы сосать у неё молоко. Но наши американские коллеги убеждены, что бигфуты заплетают их просто для украшения. Глядя на причудливо переплетённые пряди в гриве кобылы Сюзи, поневоле соглашаешься с выводом наблюдателей... (с) horsecity.ru/…>
<… Издавна в деревнях было известно такое странное явление: войдя утром в конюшню, хозяин находил свою лошадь дрожащей от страха, всю в мыле, а расчесанная накануне грива так сплетена-переплетена, что и за день ее не распутать. Горестно вздыхал крестьянин: столько дел нужно было переделать сегодня, а тут и помыслить нельзя о том, чтобы запрячь лошадь – та едва стоит на ногах.
Народная молва объясняла происходящее ночью в конюшне кознями нечистого, домового (его еще называют «конюшенный суседко»).
Оказалось, что это «работа» ласки, самого маленького хищника. Она питается мышами, переходя из одного места в другое. За сутки зверек истребляет 10 – 15 мышей. Даже насытившись, ласка не прекращает охоту, а просто бросает свою очередную жертву. Однажды в омете соломы, который она «проверила», насчитали 500 убитых грызунов.
Хотя ученые и установили, что козни «домового» - это всего-навсего проделки ласки, однако причины такого ее поведения в конюшнях остаются невыясненными. По одной из гипотез ласка ищет кристаллики соли, остающиеся на коже лошади после испарения пота. Перебегая по крупу и цепляясь за гриву, проворный зверек спутывает ее в сплошные космы и колтуны, «заплетает» гриву в косички. Да, лошадь хранит еще немало загадок.
(с) В.И.Гершуна «Беседы о домашних животных»…>
<… Спустя несколько лет мне пришла на ум мысль навести строго научные справки о феномене косичек в гриве и феномене порчи, якобы сопровождающей появление этих косичек. И я направил письменный запрос во Всесоюзный институт коневодства, что в Рязанской области. Через пару месяцев получил по почте посылку - ящик, отправленный в мой адрес из того института. В ящике находились... косички, десятки косичек!
Каждая была упакована в отдельный пакет и сопровождалась подробной, развернутой справкой: на каком конном заводе страны, когда, при каких обстоятельствах была срезана данная косица с гривы того или иного жеребца. Указывались возраст жеребца, его масть, его родословная. Сообщалось также о хворях животного, в гриве которого обнаружилась косичка.
К вашему сведению, большинство жеребцов после появления в их гривах косичек заболело!
Итак, я располагаю обширной уникальной коллекцией косичек в гриве, снабженных подробным справочным аппаратом, - коллекцией, не имеющей, по всей видимости, аналогов, по меньшей мере, в России... Отмечу здесь, что я - вовсе не единственный исследователь аномальных явлений, который держал в своих руках странные косицы.
(с) Прийма А.К. "На перепутье двух миров"…>
<…- Косички, самостийно появляющиеся по ночам в гривах племенного молодняка, кого хочешь сведут с ума. Жеребцы с этой пакостью на холках начинают иной раз болеть. Бабки на ногах пухнут. Потеют сутками напролет. Дыхание нарушается. А что такое конь, у которого дыхалка не в порядке? Так, одно недоразумение.
- Откуда же они берутся, эти косички?
- А кто их знает... Наши старики говорят, что это нечистая сила наводит порчу на коней.
(с) Из беседы с В. Барашковым, тренером конного завода …>
@темы: "шушэства??", бытовая мистика, научный взгляд