кита матеюк
Огромное количество примет поверий и сказаний связано на Руси с кладами и кладоискательством. По преданиям клад, спрятанный в землю перестает быть просто монетами или драгоценностями.

Как только клад зарыт над ним, по поверью, образуются незримые охранные силы, и он становится самостоятельным существом. Обычно клад кладется под зарок, т. е. его владелец перед тем как спрятать сокровища произносит некую фразу, которая должна предопределить дальнейшую судьбу драгоценностей. Обычно зарок содержит информацию о том кто, когда и при каких условиях сможет овладеть этим кладом. Бывает, что клады кладут "на счастливого" или "на первого встречного", но могут они быть заговорены и на человеческую голову или даже на несколько голов, т.е. чтобы заполучить сокровища нужно погубить человека. Часто ценности прятались на какое-то определенное время. Подобно банковским вкладам, клады бывали срочные. Это означало, что богатство должно пролежать в земле определенный срок, и кто бы ни подступался к нему раньше положенного времени - ничего ему не удавалось. Зато первый, оказавшийся на месте вовремя, без труда наследовал имущество.
Среди кладоискателей бытует множество рассказов о кладах, которые выходят на поверхность в виде дымных шлейфов, огней, красных петухов, являются путникам блуждающими светлячками. Если это происходит на болоте, то считается, что клады, объятые пламенем, выходят из грунтовых вод для просушки.
Клады, которые прятали в свое время лихие ватаги казаков, гайдамаков, диких степняков и прочих рыцарей больших и малых дорог, зарывались в землю с особыми уловками. Спрятать так, чтобы никто не знал, не видел, было трудно и некогда. Поэтому копали ямы будто бы для убитых лошадей. А на низ незаметно укладывалась добыча, которую нельзя было унести с собой. Сверху бросали трупы лошадей, а случалось, и погибших людей. Такая яма наскоро присыпалась, втыкался и простенький крест. Эта практика продолжалась и до наших дней. Прятать ценности в могилах приходилось и во время Гражданской и Великой Отечественной войн. Кому придет в голову разрывать могилу? А авторы клада не всегда имели возможность возвратиться за своими трофеями.
Правда, повстречаться с кладом можно было и запросто, в дневное время. Серебро являлось в виде свиньи или жеребенка, золото - в образе петушка. Выглядели эти представители мира фауны настолько непривычно, что с первого взгляда было ясно: клад! Едва счастливчик ударял эту зверюшку или птичку - перед ним оказывалась россыпь денег. Иные клады предпочитали бродить по земле под видом старичков-странников. Этот старец обращался к встречным с просьбой развязать кушак или помочь в чем-нибудь другом, таком же не сложном. Не всякий поймет, что за личиной пожилого скитальца кроются богатства, не всякий окажет милость просящему. Но если находился желающий сделать добро, в награду на его глазах странник рассыпался сокровищами. В данном случае можно говорить о кладе как вознаграждении за милосердие.
Однако найдя клад вынуть его было непросто. Отдельный вопрос - охрана спрятанных сокровищ. В некоторых кладах находили замки различных конструкций. Предполагали, что их клали туда для того, чтобы никто не мог добраться до сокровищ. И все же даже железные хитроумные замки не могли гарантировать сохранности спрятанного, если клад не находился под чьим-нибудь присмотром. Часто в качестве сторожей выступали "заложные" души зверей и людей. В некоторых легендах о кладах сообщается о том, что вместе с сокровищами закапывали и человека, который обязан был стеречь драгоценности, до тех пор, пока кто-нибудь не сменит его. Среди кладоискателей бытовали рассказы о жеребцах, что ржали в могилах, волках, которые нападали на землекопов, чабанах с сопелками, сопливых старичках, веселых казаках, восседающих на бочонках с деньгами, - каждому встречному служивый предлагал водку или деньги, кто выбирал монеты, тот вместо него оставался сторожить сокровища.
Нечистая сила и клады

Издавна на Руси верили, что у всякого клада свой срок. Существовало даже поверье, что заклятые (нечистые) клады трижды в год переходили с места на место или "переочищались". Это происходило на Новый год, на Пасху и Ивана Купалу.
Новогодняя ночь могла стать самой счастливой в жизни кладоискателя. Бывалые люди утверждали, что только под Новый год могли вспыхнуть разом все ценности, спрятанные в земле. Полыхали они, как правило, ярким синим пламенем. Кто замечал этот огонь, должен был тотчас снять с себя что-нибудь и бросить в пламя. Горящие деньги нужно копать только тому, кто заметил их, иначе никому другому они в руки не дадутся. Некоторые клады под Новый год обретали голос - чистые клады, например, скорбели и тихо постанывали, а нечистые кричали, ругались, хохотали, требуя взять их немедленно. Опытные люди советовали искать чистые клады перед рассветом, а нечистые - с вечера.
У пасхальной ночи были свои сюрпризы. В субботу с наступлением темноты нужно было отправится за околицу искать клады, пытаясь по огонькам определить их местонахождение. Кладоискатели брали с собой крест, херувимский ладан, страстную свечку и, что бы добраться до сокровищ, читали воскресную молитву (ни в коем случае нельзя было при этом ругаться). Если не удавалось набрести на клад в пасхальную ночь, то на его поиски отправлялись в мае в день святого Симона Зилота. В народе его называли Золотом, считая, что апостол должен помогать кладоискателям в их поисках.
Особое же рвение все, кто жаждал внезапно обогатиться, проявляли на Ивана Купалу. И ночью, и днем рыскали по окрестностям охотники за удачей, в поисках спрятанных сокровищ. Жители юга России и Украины были убеждены, что купальская ночь принесет счастье тому, кто ровно в полночь при луне взойдет на вершину кургана, глянет на свою тень и измерит ее - на этом расстоянии и зарыт клад. Некоторые, правда, уточняли, что нужно еще прибавить примерно две ступни, так как те, кто когда-то закапывал клад, были ростом повыше.
Среди сторожей подземных сокровищ особенное усердие проявляла нечистая сила. Ничего не стоило, например, духам - "кладовикам" сделать так, чтоб человек не только клад не нашел, но и домой не возвратился. В этом им помогал и "Блуд", который заставлял кладоискателей блудить по вроде бы знакомым местам, и "Мара", что насылала на бедолаг различные видения, и другая нечисть. Поговаривали, что закопавший клад скряга нередко продавал душу чертям-"скарбникам" и бесам-"кладовникам". Те надежно стояли на страже спрятанного богатства.
В Белоруссии считается, что над всеми кладами существует главный хозяин - "Дедка", к нему обращены все молитвы и заговоры на открытие кладов. Иногда ночью на горизонте можно увидеть странную вспышку огня, говорят, что это "Дедка горит", т.е. указывает, где спрятаны сокровища. Когда у клада кончается срок зарока, а он еще не нашел хозяина, клад становится бродячим и сам обнаруживает место своего пребывания. По поверьям, бродячий клад - это всегда носитель чьей-то неуспокоенной души, возможно, это душа его хозяина, но может быть и другая, приблудная. На месте, где спрятан такой клад, время от времени можно увидеть призрак человека с неким светящимся предметом в руке. При попытке прогнать его, призрак исчезает, а на месте, куда упал светящейся предмет обычно находят несколько золотых монет. На месте, где появилось видение и нужно искать сокровища, однако известно, что большинство людей, которым таким образом открывались бродячие клады, так и не сделались обладателями драгоценностей и в дальнейшем имели очень несчастливую судьбу. Вероятно, они не знали особых "отворных" молитв и правил, которые необходимы для овладения любым кладом. Клад, заложенный "на счастливого", также часто открывает сам себя. Обычно он является кому-либо в виде черной кошки, которая как бы приглашает идти за собой. Увидев такой знак, нужно следовать за кошкой, а там, где она остановится и замяучит ударить ее и крикнуть "Рассыпься!", а потом копать на этом месте.
Бывает, что клады, особенно в нашем столетии, кладут совсем без зарока. Такие сокровища также ищут себе хозяина сами и сами даются ему в руки, но и здесь следует быть очень осторожным. Если новый владелец чем-то "рассердит" клад, неприятностей ему также на миновать: его будут преследовать галлюцинации и видения, способные довести до безумия. Если вы предполагаете, что где-то неподалеку от вас спрятан клад, но никак не можете определить его точное местоположение, народная мудрость предлагает следующий способ. Нужно взять свечу в ореховом подсвечнике и зажечь ее не предполагаемом месте захоронения клада. Чем ближе будет клад, тем сильнее будет мерцать пламя, а там, где оно совсем потухнет и нужно копать, однако это нужно делать с благими намерениями, например, пообещав отдать часть найденного бедным, иначе клад уйдет так глубоко под землю, что откопать его станет невозможно. Это так называемые "вечные" клады - с зароком не даваться человеку во все века. На месте их захоронения вместо разрозненных мелких огоньков горела свеча. Помаячит такой клад, поглумится - да скроется.
Золото... костями огорожено

История поиска кладов часто полна трагизма и всегда окрашена таинственностью. Почему? Да потому, что, согласно народным поверьям, идущим от языческих времен, это не просто спрятанные деньги: каждый клад - символ жизненной энергии, изобилия, удачи и счастья. Сокровища - воплощение магической силы его владельца. Утратив клад, владелец лишался не только магической силы и поддержки, но даже - жизни! Овладеть кладом значило соответственно овладеть чужими силой, удачей и счастьем и умножить собственные силы.
Чтобы этого не случилось, владелец накладывал на свой клад заклятие. И тогда клад становился как бы одушевленным, начинал жить своей тайной, «зачарованной» жизнью. Он, по поверьям, мог выходить погреться на солнце, «отводить глаза», гореть по ночам синим светом (свечой), стращать, стонать и плакать, появляться в виде людей и животных, уходить в землю.
История донесла до нас рассказы о том, какие чудеса могут твориться в местах захоронок заговоренных кладов. Чаще всего на месте захоронки людям являются огонь или животные (звери, птицы), реже - видения людей. Причем цвет видения соответствует цвету спрятанного металла: если он белый или седой, то в кладе лежит серебро, если красный, рыжий, желтый или золотой, то - золото.
Возникновение над кладом огней означало, что заговаривание клада сопровождалось возжиганием жертвенного огня. Облик призрачного животного, появлявшегося над кладом, совпадал с тем, которое было принесено в жертву языческим богам при захоронении клада. Если же это были человеческие жертво-приношения, то возле клада появлялись, соответственно, призраки людей. Но самая жуть ситуации заключалась в том, что «отворить» такие клады можно было, только снова повторив убийства тех же видов животных или... соответствующих людей (мужчин или женщин, взрослых или детей).
При замуровывании клада произносился заговор. После этого, по мнению колдунов, он был непобедим никакими силами и становился вовек нерушимым. (Впрочем, в народе сложилась вера, что клады легко даются в руки людям некорыстным, готовым поделиться с ближними.) Главными элементами заговора служили ограда, замок и ключ. Они могли быть как словесными, так и вещественными (то есть натуральные ограды, замки и ключи, часто обнаруживаемые в кладах). Там же находят острые железные предметы: ножи, серпы, мечи, косы и т.д. Они также призваны были ограждать сокровище от чужаков.
Но на науку укрыть клад была и наука, как взять его.

Позднее, в христианские времена, было широко распространено поверье, что хранителями кладов являются бесы. Поэтому кладоискательство всегда сопряжено с очень большим риском: нечистая сила пускается во все тяжкие и способна довести искателя до смерти. Зачарованные клады стерегут один или несколько духов, призванных на помощь при заклятии владельцем клада. В сочетании с колдовской оградой вокруг они создают почти непреодолимую преграду для поисковиков.
В одной из быличек так описывается явление магической ограды вокруг клада: «Вот и покажись мне, братец ты мой: стоит на косогоре сундук, как раз на ручье самом, окован железом весь, около аршина шириной и аршина полтора в длину; весь обтыкан по сторонам костями, большущими костями, не знаю - чьими. Так вот и торчат по бокам-то. Поиспугался я тут, да ничего, мороз по коже подирает, а смотрю. Вдруг покажись мне тут свиное рыло; оскалила зубы эта свинья и смотрит на меня, изо рта вода. Оторопь взяла меня тут, сам не свой сделался, волосы дыбом на голове; взглянул на рыло-то ей, да что есть прыти - домой. Прибегаю - на мне лица нет. Что, спрашивают, с тобой? Я в слезы. Едва-едва успокоился и рассказал, в чем дело. На другой день ходили с крестным оба осматривать то место, но и места-то уж не нашли, ничего похожего даже нет».
Поскольку заговоренные клады охранялись нечистыми духами, то при их поисках очень желательно было присутствие священника. История донесла до нас сведения о том, как священник Симбирской губернии Буиновского уезда вынужден был даже бежать от клада, будучи напуган охранявшей его нечистой силой. А дело было так. В 1752 году этот самый священник из с.Помаево, Кирилл Михайлов, решил непременно добыть клад, зарытый в овраге между Помаевом и деревней Атяшкиной. Вооружившись крестом и Евангелием, священник начал копать. Но трудился он недолго: страшные видения так напугали его, что он бежал сломя голову, кинув около клада и крест, и Евангелие...
Зачарованные клады, говорят в народе, имеют свойство, когда их возьмут в карман, превращаться то в черепки, то в навоз. Смеется над человеком нечистая сила... В одном месте был такой случай. Раз свекор со свекровью уехали в город, остались дома только две снохи. Одна и говорит другой: «А что бы нам явился сейчас клад?» А другая говорит: «Что ты, дура, ишшо явится, да так страшно, что насрать и на клад-от!» Только она это проговорила, а в окошко и пихают гроб. Сначала напугались они, закричали, а потом опомнились. Та сноха, что говорила «хоть бы нам явился клад», прочитала молитву, и из гроба посыпался лошадиный навоз. Взяла она его и вывалила на двор.
Приехали вечером свекор со свекровью. Стал свекор на дворе распрягать лошадь, под ногами у него что-то и зазвенело. Велел он снохам принести на двор огня. Тут и увидали на дворе кучу золота. Взял он золото и говорит: «Вот теперь и дом построим». А снохи в спор - и нам, говорят, давай: клад-то нам явился. Дал им понемногу. Положили они в свои сундуки, а когда потом через несколько времени посмотрели на свои деньги, у той, которая непочтительно говорила о кладе, оказалось не золото, а лошадиный навоз.
Известно, что есть клады, хранители которых давали деньги в долг на срок, и если кто не возвратит их, тот сам станет сторожем клада вместо прежнего хранителя. Как рассказывает предание, один вятчанин не раз брал деньги из клада и возвращал в срок. Однажды он занял у клада 10 тысяч рублей, а срок назначил, когда пожелтеет лес. Пришла осень, а вятчанин не нес занятых денег. Листья с деревьев уже облетели, а он и не думал расплачиваться. Клад не выдержал, и сам пошел к крестьянину за деньгами. Чтож ты, бессовестный, не несешь занятых денег, а обещался возвратить, когда лес пожелтеет: теперь уже зима на дворе. Ну, чтож! отвечал вятчанин, разве ты слеп, что лес-то еще зеленый?. И указал на вечно зеленый бор. Тогда клад поспорил, поспорил и отступил.
Были и такие клады, у которых можно было обменивать деньги и при этом даже иногда обсчитывать клад, например, положив то же число монет, только меньшей ценности.
Если при раскопке клада нарушался запрет, то клад с грохотом уходил в землю, и добраться до него было уже невозможно. Во многих преданиях рассказывается, что клад совсем уже доставали из-под земли и, но вдруг он неожиданно пропадал, когда кто-нибудь засмеется, заспорит, выругается или чего-нибудь испугается. Например, когда покажется, будто воробей везет на хвосте целый воз сена, или огромный камень катится с горы прямо на искателей клада и тому подобное. Например, в селе Ялшанке дьячок стал рыть яму, чтобы поставить верею у ворот; вырыл не более аршина в глубину и вдруг наткнулся на огромную корчагу, набитую битком серебряной монетой. Эта неожиданная находка так поразила его, что он от радости и удивления выпустил неприличное словцо. Оттого корчага вдруг стала опускаться в землю и совсем провалилась.
Клад давался не всякому человеку. Кому-то удавалось взять его и даже унести, но уносил человек вроде бы золото, а приносил домой черепки. Или домой принесет, да и сам не рад: вся семья вымрет.
По народным преданиям, клады давались преимущественно людям простым, неопытным, детям, а также тем, кто терпел от других оскорбления и побои. Так, один богатый брат, желая подсмеяться над своим бедным братом, башмачником, поднял на улице дохлую собаку и бросил ему в окно со словами: На те, проклятый! Одолел ты меня, попрошайка! А вышло, что дохлая собака в избе бедняка рассыпалась золотом. Бедный брат проснулся от звона; слышал братнину ругань, встал и, увидав груду золота, поблагодарил брата за помощь. С того времени он разбогател, а богатый брат обеднел, промотался весь.
Не давался клад и жадному кладоискателю, который не хотел делиться. Так, один чуваш рассказал портному, что у того дома есть клад, но велел поделиться с рабочими. Когда рабочие начали откапывать клад, портной подумал: Что это я, неужто своим добром с работниками буду делиться? Чай на моем дворе-то, а не на его. Как только он это подумал, клад с шумом ушел в землю. А один крестьянин, проходя мимо поля, увидел огонь. Подойдя поближе, он увидел золотые деньги и схватил их в руку, но в то же время заметил, что идет к нему сосед его, и, желая скрыть от него клад, побежал дальше, и лишь только ушел от соседа, взглянул в горсть, а там вместо денег очутился уголь.
Заговор владельца клада обстоятельство, совершенно непобедимое никакими силами. Однажды разбойники приготовили в лесу груду золота, чтобы зарыть ее в клад, но не успели совершить заклятие. Мужик, заблудившись в лесу, набрел на золото и не знал, во что бы ему насыпать его. Недолго думая, он снял с себя порты, нагрузил их золотом, взвалил на плечи и потащил домой. Когда вернулись разбойники и не нашли золота, то один из них пустил стрелу из лука вверх с приговором: как высоко, так глубоко, т.е. как высоко улетит стрела, так глубоко должен лежать их клад. Так оно тотчас и случилось: с плеча у мужика сорвалось золото и с громом полетело в землю.
Но есть предания и о том, как кто-то увидел, что зарывают деньги, подслушал заклятие, и, применив хитрость, умудрился взять деньги себе. Так, невестка видела, как свекор зарывал клад, приговаривая: Чьи руки зароют, те и отроют. Когда свекор умер, она взяла его тело и отрыла клад его руками. В другом предании рассказывается о том, как сосед подслушал, как, старик, зарывая клад, приговаривал: Ты отдайся тому, кто положил здесь 12 голов человеческих белых, женских и мужских. Сосед же стал приговаривать: 12 колов белых, березовых, и старик повторил это. Когда он ушел, сосед принес 12 колов и взял деньги.
Некоторые предания рассказывают и о таких кладах, из которых можно было брать денег сколько душе угодно, но употреблять их можно только на покупку водки, а больше ни на что. Были охотники до водки, которые брали эти деньги, но как только они напивались, то сразу же завязывалась ссора и драка. Поэтому они старались поскорее отделаться от этих денег и относили их обратно.
Очень часто предания о кладах связывались с разбойниками. Это можно объяснить с тем, что разбойники куда-то должны были прятать награбленные богатства. Отнесение кладов к разбойникам давало возможность объяснить их происхождение тогда, когда клады стали пониматься уже не как богатства, исконно хранящиеся в земле, а как положенные людьми.
Как и при каких обстоятельствах зарывали клад, рассказывалось редко; такая информация давалась о кладах исторически приуроченных, а остальные считались существовавшими с незапамятных времен.
С миноискателем против бесов

Поверьте, труднее всего доказать самому себе: клад не дается в руки потому, что заговорен. Это - вещь неуловимая и недоказуемая. Хотя указания на то, что клад заговорен, и можно найти. Один мой знакомый геолог, а по совместительству кладоискатель, рассказал следующее:
«Три года назад мы с друзьями купили армейский миноискатель. С его помощью обшарили под Москвой почти все бывшие поместья. Скажу честно, что овчинка стоила выделки. Но то все были простые находки. А однажды с нами стала происходить настоящая чертовщина. Металлоискатель дает устойчивый сигнал. Копаем - ничего нет. Снова проверяем. Сигнал идет уже в метре от прежнего места. Снова копаем - и опять ничего. А сигнал «гуляет» туда-сюда, словно кто-то выдергивает землю из-под лопаты. Тогда мы и вспомнили о заговоренных кладах. Предыдущие-то захоронки были более поздние, когда люди уже забыли о магии. Сказал я как бы в шутку: «Аминь, рассыпься!» - и тут же лопата наткнулась на чугунок... Вот и не верь после этого легендам!»
У сведущих людей были и есть свои воззрения на то, как надо обходиться с заговоренными кладами. Вообще-то, если никак не удается отыскать сокровище на точно известном месте или решительно все препятствует успеху, скорее всего, это именно тот случай.
Так обросло легендами и мистикой знаменитое озеро Кабан в Казани, где, по упорным слухам, татарский хан приказал утопить свои сокровища - не более и не менее как 150 сундуков с золотом и драгоценными камнями - перед взятием города Иваном Грозным. Сколько ни пытались найти эти богатства, ничего не получалось. Правда, одна удачная попытка все же была. За год до Великой Отечественной войны казанская милиция предприняла все мыслимые усилия, обшаривая дно озера в поисках клада. И - обнаружила тяжеленный сундук. Его зацепили багром и уже вытащили на поверхность воды, но, как только сундук перестала поддерживать вода и вес его увеличился, крюк у багра обломился, и махина, окованная металлическими полосами, тут же скрылась под водой. Во всяком случае, сколько потом ни искали на этом самом месте, ничего обнаружить не удалось. Скорее всего, сундуки очень сильно заилились, поэтому их и невозможно отыскать. Но все же, все же...


@темы: поверья, особенные праздники, легенды, клады, история